Законным представителям первоклассников

Что нужно первокласснику

1. Портфель на двух лямках, с твердой спинкой, мешок для сменной обуви.

2. Пенал, синие ручки, простые карандаши (ТМ, м), линейка, ластик, цветные карандаши, фломастеры, точилка. (Шариковые ручки, требуется, как следует расписать. Научите ребенка самостоятельно точить карандаш.)

3. Тетради в большую клетку (1шт.) и в косую линейку (1 шт.) в обложках (подписать карандашом фамилию)

4. По трудам:

- пластилин + доска для лепки;

- цветная бумага, цветной картон, безопасные ножницы, клей ПВА.

5. По рисованию:

- блок для рисования;

- кисти (большая, средняя и маленькая);

- баночка-непроливайка;

- гуашь (6-8 цветов);

- акварель (8-10 цветов);

- палитра.

6. Спортивная форма (для спортивного зала и улицы).

7. Счетные палочки.

8. Веер букв и цифр.

9. Школьная форма.

10. Сменная обувь. (Подошва у сменной обуви не должна быть из черной резины, так как оставляет на полу следы.)

Девять подсказок для родителей первоклассника

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его новой обстановки и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их потребность и важность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Если человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его выполнением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладении учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, попробуйте совладать им на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что хвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно увеличить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Почитайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Наука - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете свое дитя, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для вас и вашего ребенка!

Психофизиологическая зрелость детей 6-7 лет

Вовлечение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы цефалического мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отклоняются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро устают, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении листом, работе с бумагой и ножницами и др.

Внимание обучающихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределительно, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, что фиксирует яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям нужно опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще тяжело по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Первоклассники, уже переступившие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче вовлекаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Что должен знать и уметь первоклассник

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику нужно:

  • уметь четко произносить все звуки языка; уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам; уметь составлять предложение из 3-5 слов;
  • уметь назвать в предложении только второе слово, только 3-е слово, только 4-е слово;
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, "в зоопарке", "за грибами" и т.д.»)
  • уметь составлять несколько предложений о предмете; различать паронимы (сказка ,рассказ, стихотворение);
  • уметь наизусть читать любые стихи;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

До начала обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры от 0 до 9; уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
  • уметь называть следующий и предыдущий счет в пределах первого десятка;
  • знать знаки +, -, =, <, >; уметь сравнивать числа первого десятка (напр.: 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6);
  • уметь соотносить цифру и число предметов; уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь складывать и решать задания в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать название фигур: треугольник, квадрат, колесо; уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
  • уметь оперировать понятиями: "влево", "вправо", "вверх", "вниз", "раньше", "позже", "перед", "за", "между";
  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику нужно:

  • уметь различать по виду растения, расширенные в нашей местности (например: ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, корова, коза,...);
  • уметь различать по виду птиц (например, дятел, ворона, воробей, ...);
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень-желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая,...);
  • знать названия 1-3 комнатных растений;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, каком доме;
  • полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.