Классному руководителю
Организация воспитания
По материалам сайта Национального института образования
Нормативные правовые документы
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312)
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы
- Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.02.2016)
- Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Инструкция о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 332 от 22.09.2022)
- Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования (утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 227 от 03.08.2022)
- Обеспечение безопасности при организации воспитательной работы во внеучебное время
- Инструктивно-методическое письмо по организации работы с молодежью
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р. С. 14 декабря 2017 года)
- Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
- Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»
- Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащихся в учреждениях общего среднего образования»
- Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
- Рекомендации по организации и проведению акции «Семейные чтения», приуроченной ко Дню семьи (15 мая)
- Методические рекомендации по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Методические рекомендации для специалистов социально-педагогической и психологической службы, воспитателей специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений по организации коррекционной работы и социально-педагогической поддержке несовершеннолетних, имеющих проблемы поведенческого характера, а также их семей
- Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогической поддержки учащихся и оказанию им психологической помощи в учреждениях общего среднего образования
- Методические рекомендации по организации в учреждении образования работы по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся
- Метадычныя рэкамендацыі па забеспячэнні сацыяльна-педагагічнай падтрымкі вучняў і аказанні ім псіхалагічнай дапамогі ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі
- Метадычныя рэкамендацыі па арганізацыі ва ўстанове адукацыі работы па прафілактыцы суіцыданебяспечных паводзін навучэнцаў
- Методические рекомендации: «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей»
- Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования
- Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»
- Рекомендации по использованию художественного фильма «Иди и смотри» в учреждениях общего среднего образования
- Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
- Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день
- Положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи
- Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий
- Рекомендации по использованию материалов интернет-проектов в образовательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
- ЛИТЕРАТУРА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
- Семейное воспитание: ребенок – младший школьник : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2023. 176 с.
- Гордость ЗА Беларусь. События. Факты / пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (с электронным приложением) / С. Г. Мусиенко. Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 311 с.
- Электронное приложение к пособию для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты» автора С. Г. Мусиенко (Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022)
- Трудовое и профессиональное воспитание младших школьников : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / И. А. Мельничук ; под ред. М. П. Осиповой. Минск : Национальный институт образования, 2022. 168 с.
- Воспитание культуры быта и досуга младших школьников : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. М. Ткачук ; под ред. М. П. Осиповой. Минск : Национальный институт образования, 2022. 208 с.
- Как помочь подростку избежать проблем. Психологические аспекты профилактики химической зависимости : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. А. Хриптович. Минск : Национальный институт образования, 2022. 296 с.
- Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма : факультативные занятия в 5 (6) классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Кушнерёва. Минск : Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021
- «Духовность и патриотизм. Факультативные занятия „Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма“. 5 (6) класс». Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В 2-х частях. Часть 2 / Повный Ф. П., Николаенко Г. И., Шимбалев Е. Ю. и др. / под ред. Ф. П. Повного, Г. И. Николаенко. – Минск. – Издательство Беларусь, 2022.
- Основы финансовой грамотности : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Королева [и др.] : Минск, Белстан, 2021
- Основы финансовой грамотности : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Королева [и др.]. Минск : Белстан, 2021
- Формирование бесконфликтной образовательной среды : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е. К. Погодина, В. В. Мартынова, Е. Л. Евдокимова. Минск : Национальный институт образования, 2021. 184 с.
- Эстетическое воспитание младших школьников. Модульный подход : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / М. П. Осипова, Ю. С. Щербакова. Минск : Национальный институт образования, 2021. 216 с.
- Ученическое самоуправление: от теории к практике : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. Минск : Национальный институт образования, 2021. 224 с.
- Основы семейной жизни : Семья как социальный институт : 10 класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2021. 240 с.
- Основы семейной жизни : Подготовка к браку и семейной жизни : 9 класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / B. В. Мартынова, Е. К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2020. 192 с.
- Воспитание младших подростков в современной школе : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Глинский [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2020. 160 с.
- Организация экологического воспитания детей младшего школьного возраста : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Довнар. Минск : Национальный институт образования, 2020. 192 с.
- Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждений, специального лечебно-воспитательного учреждения / Н. А. Залыгина, М. Е. Минова. Минск : Национальный институт образования, 2019. 192 с.
- Профилактика правонарушений учащихся : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина, Д. О. Донченко. Минск : Национальный институт образования, 2019. 192 с.
- Воспитание гражданина, труженика, семьянина : пособие для педагогических работников социально-педагогических учреждений, учреждений общего среднего образования / А. А. Глинский, A. Ф. Журба. Минск : Национальный институт образования, 2018. 282 с.
- Воспитание в замещающей семье : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, специалистов социально-педагогических учреждений, органов охраны детства, замещающих родителей / В. В. Мартынова [и др.]. Минск : Национальный институт образования. 2018. 168 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. Минск : Национальный институт образования, 2018
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. Минск : Национальный институт образования, 2018
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. Минск : Национальный институт образования, 2017
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению : пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных социально-педагогических учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. Минск : Национальный институт образования, 2015
- Профилактика домашнего насилия : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н. Н. Яковлева [и др.]. Минск : Четыре четверти, 2015
- Ранняя профилактика домашнего насилия : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Г. Л. Козлова. Минск : Четыре четверти, 2015
- Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы / Н. К. Катович // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2020. – № 10. – С. 3–6
- Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике
- Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования
- Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе
- Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий
- Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде
- Технологии воспитания: сущность и проектирование
1. Классный журнал;
2. Дневник классного руководителя ;
3. Дневники учеников;
4. Личные дела учащихся.
Классный уголок - это средство педагогического сопровождения результативности учебно-воспитательного процесса школьников.
Оформление классных уголков-важная часть работы любого классного руководителя. Классный уголок содержит разностороннюю и полезную для ребенка и родителей информацию. Оформление классного уголка-процесс сугубо творческий, не имеющий строгих ограничений и предписаний.
Содержание классного уголка выбирается каждым отдельно взятым педагогом исходя из собственного опыта и особенностей школьного коллектива.
В классном уголке можно разместить:
- эмблему и девиз класса,
- расписание факультативов,
- страницу с поздравлениями учащихся,
- правила поведения,
- график дежурства и многую другую информацию о жизни учащихся.
Правильно оформленный классный уголок может стать не формальным, а настоящим инструментом для организации учебного процесса, внеклассной работы, большего сплочения коллектива, а также служить информационным стендом как для родителей, так и учащихся. Итак, о классном уголке можно говорить как о своеобразной визитной карточке класса или отдельного кабинета (ведь могут быть и тематические классные уголки, например, в кабинете иностранного языка, где могут висеть расписание дополнительных занятий и список литературы, или химии , где указаны текущие темы, список ближайших Олимпиад и так далее).
Нельзя не сказать и о том, что классный уголок может оказать положительное воздействие на микроклимат класса, ведь в работе над ним должны принимать участие и сами дети, и их родители. Здесь можно вывешивать фотографии с проведенных вместе мероприятий (например, поход в театр или кино, совместная работа или же просто визуальные отчеты о днях рождения или праздниках). Также оформление классного уголка в школе должно быть творческим - здесь вполне резонно вывешивать различные рисунки, фото, рассказы и другие креативные работы, выполненные учениками для конкурсов, как школьных, так и классных.
Содержание классного уголка не должно быть статичным, материалы должны дополняться, изменяться и совершенствоваться.
Основная цель оформления классного уголка в школе - сопровождение и отражение результативности учебно-воспитательного процесса.
Классный уголок и его задачи:
- отражение жизни классного коллектива и его участие в обще школьной жизни;
- воспитание чувства коллективизма;
- воспитание творческой активности учащихся, хорошего вкуса, культуры оформления.
Требования к классному уголку:
- оформлять эстетически;
- не придерживаться единых стандартов, а подходить творчески;
- материалы должны отражать всесторонние интересы ребенка;
- обдумывать каждый пункт с точки зрения: нужен ли выбранный материал учащемуся в данный момент и вызовет ли он интерес;
- подобранная тематика должна быть" ориентиром "не только во внеклассной жизни, но и являться помощником " в обучении.
Результаты правильного подхода к классному уголку:
- дети гордятся своими достижениями, успехами;
- стремиться быть лучше, результативнее;
- стремиться быть полезными, проявляя свое творчество и инициативу в оформлении уголка.
Если применить свое творчество и фантазию, оформить «Классный уголок» можно на самую разную тему.
Для оформления классных уголков не существует никаких строгих норм и требований, ведь он должен отражать индивидуальную ситуацию, сложившуюся в каждом коллективе, и создание его - это в какой-то мере творческий процесс.
Однако, необходимы общие положения. Так, оформление классного уголка в школе вполне естественно предполагает, что он будет содержать информацию о расписании уроков, дополнительных занятий, классных часов. Там же будет логично разместить расписание дежурств класса по школе, а также график дежурств учеников в классе. Не лишним будет информация о времени звонков.
Многие помещают в классные уголки школьные правила, правила дорожного движения, устав школы, и так далее.
Для того, чтобы повысить информативность классного уголка, имеет смысл поместить там информацию о лучших учениках класса, в виде таблицы или графика, с фотографиями лучших учеников (или их фамилиями).
Можно также поместить телефоны учеников класса, их родителей, а также классного руководителя, чтобы в случае необходимости с ними легко было связаться.
Чтобы родители могли найти необходимую им информацию, можно поместить туда результаты недавних контрольных. Запланированные мероприятия-например, экскурсии, поездки, с указанием их сроков, стоимости, другой дополнительной информации.
Классный уголок вполне может стать выставкой достижений и успехов класса, отражением жизни коллектива. Здесь уместны детские работы, рисунки, стихи, заметки и фельетоны. Для того, чтобы информация постоянно пополнялась, лучше всего выбрать одного-двух активных человек, чьей обязанностью станет его оформление, привлечение к ней других детей и их родителей. Для того, чтобы оформление уголка не превратилось в пустую формальность, имеет смысл помещать туда действительно интересную информацию, отражающую жизнь детей, например, отзывы на понравившийся фильм или книгу (можно устроить конкурс рецензий или комиксов по любимому произведению), или же вывешивать еженедельную газету, которая должна оформляться самими ребятами - туда можно помещать забавную и важную информацию-отчет о прошлой неделе, о смешных и нелепых случаях, о важных событиях. Здесь же вполне возможны поздравления с днями рождения детей из класса.